арт-группа Back to the USSR вовсе не зовет обратно в ссср, а делает перфоманс, помещая фарцовщика восьмидесятых в наше время.
Эффект весьма live - пипл ваще не вкуривает что такое за дефицит и "импорт" ему предлагают: с каких дел мальборо, кола и сникерсы вдруг дефицит - в любом ларьке этого завались.
ну да, уже и такие как я, рожденные в шестидесятых, успели забыть что такое дефицит и зачем надо было фарцевать, и что это за рискованный род занятий.
а те, кто родился в восьмидесятых и вовсе этого не знал, родились прямо в общество потребления, и теперь ткут мифы о том как клёво было в ссср - бесплатная медицина, летний отдых за копейки, освоение космоса, валовой продукт, и прочее пионер всем ребятам пример.
а я очень хорошо вдруг вспомнила про фарцовку - личное.
в восьмидесятые мы жили в Краснодаре, снимали жилье, оба работали, но все равно не хватало на нормальную одежду и обувь себе и детям.
И Вова поехал в Москву, чтобы купить что-бог-пошлет в магазинах типа Белград и Лейпциг, чтобы потом это продать дома на толкучке и там же, на вырученное, купить то, что нам надо.
Вариантов пойти в магазин и купить себе что-то приличное просто не было, шансы купить в Москве то что тебе нужно были невелики. Поэтому покупать надо было то, что выбрасывали в продажу, потом у себя в городе это продавать, и покупать с рук то что тебе нужно. Ну такая многоходовка - кто в то время жил, тот знает.
Был еще вариант у местных фарцовщиков ездить в Новороссийск и там у моряков покупать заграничные шмотки и боны, на боны в "Альбатросе" покупать вещи-сигареты-баночное пиво и потом у себя в городе это продавать дороже, и сильно дороже.
Но с бонами и чеками внешторга было рискованней, так что проще было в Москву.
И вот звонит мне Вова из Москвы счастливый - купил с рук у магазина целую коробку мужских батников (рубашка типа поло). На все деньги. Быстро управился, молодец, и товар ходовой.
Прилетает домой, открываем коробку, а там - самопал.
Ну то есть ему показали упаковку с одним настоящим батником, а потом умелые ручки все устроили с коробкой как им надо.
Самопал был отчаянный, даже не цеховой, а такой цыганский-цыганский.
Такое можно было бы в станицах только впаривать кому-то. Вот чтобы этого не было, мы изрезали все рубашки, прежде чем вынести их на мусорку. Денег было жаль ужасно. Никаких подкожных запасов у нас не было.
И тогда Вовина бабушка, сама в войну выживавшая спекуляцией на барахолке, дала ему денег чтобы снова съездил куда-то за товаром, но на этот раз со мной. Она во мне видела коммерческий потенциал).
И мы съездили в Таллин, и там повезло купить солнечных очков в разноцветной оправе - по семь что ли рублей очки были, а дома у нас их по двадцать пять рублей отрывали с руками на толчке.
Провал с батниками был быстро перекрыт.
Сейчас страшно подумать о той гардеробной убогости, продуктовой скудости в которой мы жили, не хочу ни за что в это назад и снова.
Расслабленные дети миллениума, не знающие дефицита, не представляющие уголовного срока за обмен валюты и продажу джинсов в общественном туалете, могут сколько угодно романтизировать ссср, но если бы машина времени забросила их нынешних туда - взвыли бы.