Лара Галль (laragull) wrote,
Лара Галль
laragull

Categories:

здесь я был, а там я не был

"Лара, здравствуйте! Вы мне очень нравитесь, всегда Вас читаю в жж. - письмо в рубрику.

Извините, что говорю такое.. мне кажется, что у вас действительно есть отношения с Богом. Вы, конечно, не обязаны мне отвечать, но вдруг... вдруг ответите.

Лара, как Вы считаете, действительно будут вечные муки и Бог никак-никак не сможет их прекратить? По своему великому милосердию может как-нибудь?"

о т в е т

Очень сложно говорить о трансцендентном так, чтобы не наговорить глупостей.
Точно известно только одно: на самом деле мы ничего точного не знаем о жизни после смерти.

Понятно, что есть всякие теории, имеющие педагогическую цель - они как кондовая линия партии, чубом в землю: грешники в ад на вечные муки, а спасенные - бебебе - в раю.

Но мне они всегда казались упрощенными до искажения сути.

Мы не знаем что такое эти пресловутые вечные муки. В муке вообще - каждое мгновение длится вечность.
Можно предположить, что злая душа после смерти на какое-то время замыкается на саму себя, не в силах преодолеть, скажем так, световой ценз, и всё, этого достаточно, не нужны никакие аццкие котлы и операторы мук пятого разряда.

Для средневекового человека черт и ад были так же реальны как стол и стул, человек средневековья  не думал что этот сюжет - из другого измерения, он думал что  ад - реально внизу под землей, а небеса - реально наверху, а человек временно между ними.
Сейчас так "трехуровнево" не мыслят даже условные церковные старушки - даже они понимают метафизичность мифологем "ад" и "рай".

Возможно ли спасение для темных душ от собственной тьмы по ту сторону? Так можно перефразировать ваш вопрос.
Некоторые первые богословы - их конечно же потом признали еретиками - считали, что да. иначе зачем всё
Ориген, к примеру, вслед за своим учителем Климентом Александрийским, очень верил в Апоката́стасис («восстановление всего») - то есть, в конечность адских мук, возможность покаяния дьявола и всех грешников, предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнём для падших ангелов и людей. (цитата из википедии)

Поскольку вы спрашиваете о моих личных соображениях на этот счет, то я не верю в бесконечность мук, потому что чему бывает начало, тому бывает и конец.

Я ощущаю картину мира и людей в ней примерно так:
есть некие законы выживания души - такие, чтобы ей не повредить.
эти законы не юридической природы, а мирозданческой, скажем так.
законы аналогичные тому, что всё что падает - падает вниз.

когда человек взламывает эти законы-коды, он повреждают свою душу.

поврежденную душу можно восстановить в течение жизни - благодаря Иисусу Х, и всему что он произвел собой в этом мире,  души -  "на гарантии".

не все пользуются этой возможностью, это да.
многие и многие умирают поврежденными - в этом и состоит мучение.

у Клайва Льюbса есть об этом небольшая повесть "Великий развод"

Там людям из ада (а это не котлы с чертями, а просто существование поврежденных душ в источаемой ими среде обитания) предлагаются регулярные экскурсии в то, что противоположно аду.
Абсолютно каждый может поехать, и если хочет - то остаться в этом новом месте навсегда.
И вся повесть о том, насколько это некоторым немыслимо, невозможно. По разным причинам, но все они завязаны на волю самого человека.

Там есть эпизод, когда экскурсанты видят луг с мягкой травой, и путь в рай начинается с него. Так вот поврежденным душам эта нежная трава режет ноги - настолько они из другого вещества состоят. И многие отказываются по ней идти и бегут назад в автобус, который отвезет их обратно в привычный ад.
Но есть и те, кто идут дальше, и им поспевает помощь. И дальше они проходят каждый через свой апгрейд.

Пару дней назад мне попался мой же прошлогодний пост о том, как разное время жизни менялись мои представления о Боге.
И это только в течение жизни. Что происходит в течение пост-жизни - а она куда длиннее - можно только предполагать.

Так что, возвращаясь к вашему вопросу, я бы сказала, что сама терминология в нем некорректна:

вечные - не равно бесконечные,
они - эти муки - не есть нечто причиняемое извне,
прекратить можно, но это не всегда устраивает носителя,
великое милосердие тут роли не играет, оно как бы константа, открытая вакансия, но претендуют  на нее не все.
Tags: christianity as identity, рубрика_ответов
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments