Извините, что говорю такое.. мне кажется, что у вас действительно есть отношения с Богом. Вы, конечно, не обязаны мне отвечать, но вдруг... вдруг ответите.
Лара, как Вы считаете, действительно будут вечные муки и Бог никак-никак не сможет их прекратить? По своему великому милосердию может как-нибудь?"
о т в е т
Очень сложно говорить о трансцендентном так, чтобы не наговорить глупостей.
Точно известно только одно: на самом деле мы ничего точного не знаем о жизни после смерти.
Понятно, что есть всякие теории, имеющие педагогическую цель - они как кондовая линия партии, чубом в землю: грешники в ад на вечные муки, а спасенные - бебебе - в раю.
Но мне они всегда казались упрощенными до искажения сути.
Мы не знаем что такое эти пресловутые вечные муки. В муке вообще - каждое мгновение длится вечность.
Можно предположить, что злая душа после смерти на какое-то время замыкается на саму себя, не в силах преодолеть, скажем так, световой ценз, и всё, этого достаточно, не нужны никакие аццкие котлы и операторы мук пятого разряда.
Для средневекового человека черт и ад были так же реальны как стол и стул, человек средневековья не думал что этот сюжет - из другого измерения, он думал что ад - реально внизу под землей, а небеса - реально наверху, а человек временно между ними.
Сейчас так "трехуровнево" не мыслят даже условные церковные старушки - даже они понимают метафизичность мифологем "ад" и "рай".
Возможно ли спасение для темных душ от собственной тьмы по ту сторону? Так можно перефразировать ваш вопрос.
Некоторые первые богословы - их конечно же потом признали еретиками - считали, что да.
Ориген, к примеру, вслед за своим учителем Климентом Александрийским, очень верил в Апоката́стасис («восстановление всего») - то есть, в конечность адских мук, возможность покаяния дьявола и всех грешников, предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнём для падших ангелов и людей. (цитата из википедии)
Поскольку вы спрашиваете о моих личных соображениях на этот счет, то я не верю в бесконечность мук, потому что чему бывает начало, тому бывает и конец.
Я ощущаю картину мира и людей в ней примерно так:
есть некие законы выживания души - такие, чтобы ей не повредить.
эти законы не юридической природы, а мирозданческой, скажем так.
законы аналогичные тому, что всё что падает - падает вниз.
когда человек взламывает эти законы-коды, он повреждают свою душу.
поврежденную душу можно восстановить в течение жизни - благодаря Иисусу Х, и всему что он произвел собой в этом мире, души - "на гарантии".
не все пользуются этой возможностью, это да.
многие и многие умирают поврежденными - в этом и состоит мучение.
у Клайва Льюbса есть об этом небольшая повесть "Великий развод"
Там людям из ада (а это не котлы с чертями, а просто существование поврежденных душ в источаемой ими среде обитания) предлагаются регулярные экскурсии в то, что противоположно аду.
Абсолютно каждый может поехать, и если хочет - то остаться в этом новом месте навсегда.
И вся повесть о том, насколько это некоторым немыслимо, невозможно. По разным причинам, но все они завязаны на волю самого человека.
Там есть эпизод, когда экскурсанты видят луг с мягкой травой, и путь в рай начинается с него. Так вот поврежденным душам эта нежная трава режет ноги - настолько они из другого вещества состоят. И многие отказываются по ней идти и бегут назад в автобус, который отвезет их обратно в привычный ад.
Но есть и те, кто идут дальше, и им поспевает помощь. И дальше они проходят каждый через свой апгрейд.
Пару дней назад мне попался мой же прошлогодний пост о том, как разное время жизни менялись мои представления о Боге.
И это только в течение жизни. Что происходит в течение пост-жизни - а она куда длиннее - можно только предполагать.
Так что, возвращаясь к вашему вопросу, я бы сказала, что сама терминология в нем некорректна:
вечные - не равно бесконечные,
они - эти муки - не есть нечто причиняемое извне,
прекратить можно, но это не всегда устраивает носителя,
великое милосердие тут роли не играет, оно как бы константа, открытая вакансия, но претендуют на нее не все.