Я даже не знаю, как именно я верю. Я знаю о вере гораздо меньше, чем хотела бы. И я копаю понемножку. Кажется, я приклеилась к Вам, как к наставнику и Вы даёте возможность с Вами поговорить. Спасибо!
В недавнем посте вы упомянули Клайва Льюиса. Я читала давно только 'Хроники Нарнии'. Тогда я уже понимала, о чём они. И сейчас накинулась и проглотила 'Пока мы лиц не обрели' и 'Расторжение брака'. Принялась теперь за 'Просто христианство'. И вот уже в начале у меня произошло смятение. Возникло тревожное чувство.
Сомнение о нравственном законе.
Клайв Льюис говорит о том, что мы его знаем. Поступаем иначе, но знаем, как правильно, как надо. Неправильное поведение объясняем разными обстоятельствами.
Поведение падающего камня мы объясняем тем, что он камень и ведёт себя соответственно законам природы. Поведение же человека всегда подвергается критической оценке - внутренней и внешней на основе естественного закона.
На этом месте мне стало непосебе. Мне представляются многие ситуации, в которых современный человек вовсе не оправдывает своего дурного поведения разными обстоятельствами, а прикрывается одним утверждением 'а я вот такой, какой есть и ничего с этим не поделать!'. Механизм тот же - сравнение с моделью правильного поведения и поиск оправдания неправильному. Только оправдание стало таким же твёрдым, как и камень.
Я дурно веду себя с детьми, поскольку не люблю их. И это можно!
Я злюсь на подругу, поскольку по природе я раздражительна и эгоистична - вот такая я!
Злодей и убийца просто такой вот человек, что с него возьмёшь.
То самое объяснение, которое Льюис приводит в самом начале, как практически нереальное 'да плевать мне на ваши правила!' мерещится мне всё чаще.
Моя прекрасная, умная и добрая мама не должна есть сладкого, у неё диабет. Грызя шоколадку, она испытывает уколы совести, но пользуется не совестливым оправданием 'Ну совсем чуть-чуть, ну на праздник же, ну я неделю не буду шоколад'. Нет . Она говорит 'я не могу ничего с этим сделать, я такая!'.
Мой замечательный муж теоретически согласен, что общаться с детьми исключительно приказами - не лучший способ воспитания. Но и он объявляет 'я так устроен!'.
Понятно, что за собой-то я этого не замечаю. Разве что с книжкой зависну и дела задвину и приспосабливаю то же оправдание 'это у меня жажда знаний, такое у меня свойство, мне важнее понять конструкцию мира, чем помыть пол'.
И вот мне кажется, что естественный закон сдвинулся. Всё меньше мягких оправданий неправильному поведению и всё больше уверенности 'я камень и поэтому падаю, если меня отпустить'. Я не виноват в своём поведении, я так устроен. Как будто 'не судите, да не судимы будете' тихонько разворачивается на себя в первую очередь.
Мне не нравятся такие мысли. Это что же, старческое предчувствие конца света во мне просыпается? Куда катится человечество?! Ведь это со всеми и всегда происходило - беспокойство о нравах, крик - 'стойте, мы не туда идём!' Это оно, да? А после этого апокалиптического настроения что-то будет? Я очень надеюсь. Я даже уверенна, что будет.
Есть примеры в менее масштабных ситуациях, когда это вот осознание - всё плохо! - сменяется смирением а потом движением в другую сторону. Господи, пусть я не застряну в раздумьях! Помоги мне двинуться!
Я не знаю, вопрос ли это. Это моё эгоистичное желание покопаться в себе?"
о т в е т
Я совершенно точно не гожусь ни в какие наставники, даже не думайте в ту сторону. Я точно такой же кораблик в ночи, идущий без приборов по полустертой лоции и звездам.
Если я что и поняла из веры и христианства, так это то что мне не должно быть никакого дела до нравственного закона других людей, до достижений или падений коллективной этики и прочего куда катится мир.
Всякий раз, когда меня постигает "компаративный вирус" - смотреть как другие - в голове всегда всплывают слова Иисуса Х "Что тебе до него? Ты следуй за мною".
Самая главная фича христианства в том, что Иисус Х сделал веру личным процессом, а не коллективным. Эта индивидуализация связи твоей души с Богом прослеживается во всем, что он говорил, и "не судите" - в первую очередь об этом.
Поэтому я с удовольствием читаю художественные тексты Льюиса - в них легко, там есть с кем идентифицироваться, есть чем дышать. И я не читаю его морализаторские трактаты, где он осмысляет общественное устройство, коллективную этику и прочее такое. Мне это не лезет, потому что не коррелирует с основой, что вера и твой путь в ней - сугубо индивидуальны, и настолько неочевидны, что не подлежат осмыслению через другого, а только через себя.
В перечисленных вами примерах я вижу только ваше желание, чтобы другие люди действовали как-то иначе - так, как вам видится правильным, и вы недовольны их несоответствием тому, как надо.
Видите ли, это недовольство - главный баг системы "человек", он изъедает годные коды в его программе, человека начинает глючить и коротить, и ближним от этого очень мутно и тухло. Хуже нету жить рядом с тем, кто хочет чтобы другие жили как надо.
Единственная легитимная область для возделывания такого рода - это ты сам. Ты видишь пустошь и камни в себе, приходишь в отчаянье что эту "землю" в порядок не привести, взываешь-вздыхаешь в тоске к Богу, и он запускает процесс. Так, потихоньку, дело сдвигается, душа начинает меняться, ты сам наращиваешь кое-какие мышцы, меняешь оптику, широту взглядов, глубину понимания, и лет через сколько-то уже на что-то похож - ну по крайней мере больше не пассионарный безжалостный идеалист, уже что-то.
А если ты все время смотришь какие другие люди не такие, и почему бы им не быть такими, то на себя и в себя смотреть некогда - кругом же вон сколько всего не пересмотреть и не перенегодовать праведным гневом - ну или размышлением.
Многие так и живут. И им кажется, что они заняты правильным делом или хотя бы правильными помыслами. На самом деле они заняты теоретическим фарисейством - а кто и практическим. А это тупиковый путь.
Смысл христианства - во Христе, так что лучше жить думая собой над его парадоксами, притчами, поведенческими особенностями, выборами. Хватило бы на всю жизнь.
А думать куда идет мир - немножко смешно. Это ведь неважно. Важно лишь куда идешь ты. И если ты нашел как законтачить с Богом, то и другие найдут, надо лишь выпустить их из поля зрения. Потому что стремление держать их в этом поле не есть забота и любовь, нет. Это страх и желание контролировать видимую реальность, вместо того, чтобы приступить к испытанию невидимой реальности. Что, в общем-то, и есть вера.
(и нет в ней наставников, если совсем честно, потому что в духовных делах человека всему учит дух - его собственный дух, запитанный верой как невидимым кабелем на Бога, который тоже - Дух, и эта одноприродность делает возможной жизнь по вере)